Исследования :: Неблагословенный Двор: нравы, занятия, структура и представители
По энциклопедии «Волшебные существа», сост. Н. Горелов, СПб.: Азбука-классика, 2005
леди Эленвен
Вопрос: Складывается впечатление, что в понятие «Неблагого Двора» включается, если строго следовать легендарике, любое враждебное человеку существо, не важно, гоблин это, карга, буги или великан, или существо какого-то еще класса. Так ли это? Или мы – это только те, кто в данной энциклопедии относится к классу фей? А всякие карги, волшебные животные и гоблины – только подданные, но не сам Двор?
Прежде всего, предлагаю уточнить терминологию. Следуя используемому источнику, я буду пользоваться термином «феи» как обобщающим целый ряд волшебных существ. В наше время термин «феи» применяется достаточно широко: им обозначают эльфов англосаксонской и скандинавской мифологии, Мирный Народ Горной Шотландии, ирландские Племена богини Дану, Добрую Семейку Уэльса, Благословенный и Неблагослоаенный Дворы, добрых Соседей и многих других. Феи, живущие племенами, и духи-одиночки тоже входят в их число; размер не имеет значения – фея может быть саженного роста, может не доставать человеку до плеча, а может быть и совсем малюткой; не важно, где она живет – в доме, под землей, в озере, ручье или море, и в каких отношениях с людьми состоит. Всякого рода карги, чудища и буки причисляются обычно к другой категории, так же как и волшебные животные. Также любое сверхъестественное существо может называться словом «wight», феи Неблагого Двора часто называются «дурными тварями» («unsele wight»).
Все феи делятся по принципу, напоминающему раннефеодальную систему. В Неблагом Дворе роль «аристократии» выполняют слуа ши, или мертвое воинство – орды мертвецов, чьим тела не похоронены в освященной земле *: «Воинство это – духи умерших. Люди рассказывают о них множество удивительных историй. Согласно одному сообщению, духи парят в облаках, то приближаясь к поверхности земли, подобно скворцам, вновь и вновь возвращаясь к тем местам, где были совершены ими земные злодеяния… Эти духи убивают кошек, собак, овец, коров меткими бросками отравленных дротиков. Они приказывают людям следовать за собою, и смертные, не в силах противиться этому повелению, убивают и увечат по приказу своих духов-хозяев, которые за это безжалостно обращаются с ними: валяют их в грязи, лужах и трясинах, бьют и пачкают с головы до ног.» (“Carmina Gadelica”, Carmichael A.) Один старый волынщик из Барра объясняет суть различий между обоими Дворами так: «Обычно, - сообщает он, - воинство – злое, а феи – доброе (…) Я видел людей, которых духи поднимали в воздух. Они переносили их из Южного Юста на юг до самого Барра-Хеда, а на север до самого Харриса. Иногда они приказывали людям убивать всякого, кто встретится им на пути, но те убивали лошадь или корову; воинству было в общем-то все равно: кого бы ни убить, лишь бы приказание было выполнено».
К Неблагословенному Двору также относятся и зловредные феи-одиночки, коричневый человек с пустошей, наклави, красные колпаки, бааван ши и другие, для которых нет большей радости, чем вредить людям. Данная категория фей напоминает своего рода «простолюдинов», что подтверждается их нравами и занятиями. Ниже будет рассказано об этих вредоносных феях более подробно, однако я не склонна включать в их число и, следовательно, причислять к Неблагому Двору просто озорных духов, которые хоть и создают порой ряд проблем смертным, однако не являются злонамеренными от природы.
Что касается занятий Неблагословенного двора, то слуа ши, как и человеческие дворяне и героические фай из числа добрых фей (в Ирландии их называют Даоин ши), то, в основном, это война, охота, танцы и музыка. В горах Шотландии Благословенных двор ведет нескончаемую войну с Неблагословенным, ибо злые феи особенно коварны и сильны в горах; слуа (мертвое воинство) также враждует с Благословенным двором. Также стоит отметить, что все феи одинаково музыкальны и нередко заманивают в свою страну особенно одаренных музыкантов-людей. Если фее не с кем потанцевать, она будет подскакивать и кружиться в одиночку. Даже зловредные феи, боглы, буги и кровопийцы бааван ши скачут и вертятся волчком от злобной радости, которая переполняет их черные сердца. Что касается охоты, мертвое воинство охотится за человеческими душами. Они летают по воздуху на конях с красными горящими глазами и кричат, как перелетные птицы. На севере Англии их зовут «гончие Гавриила». «Англосаксонская хроника» за 1127 год так описывает охоту Неблагословенного двора, также широко известную как Дикая Охота: «Пусть никто не удивляется тому, о чем пойдет здесь речь, поскольку стало известно всем, что после февраля, шестого числа, многие люди слышали и видели охотников на конях и при оружии. Они сидели верхом на черных лошадях, их собаки тоже были черными, как смола, со свирепым взглядом. Их видели в парке Петерборо и в лесу, простирающемся оттуда до самого Стемфорда. Всю ночь монахи слышали, как охотник шумели и трубили в рога. Очевидцы, словам которых можно доверять, утверждают, что в этом диком галопе неслись от двадцати до тридцати человек.»
Пожалуй, единственная категория смертных, с кем феи Неблагого двора сотрудничали, кому они помогали – это ведьмы. (см. протоколы инквизиции по делу Бесси Данлоп и Алисон Пирсон). В Северной Англии и Шотландии многие из тех, кого обвиняли в ведовстве утверждали, что в колдовских делах им помогали феи, а не дьявол. Обвиненная в ведовстве Изабель Гоуди призналась в своем путешествии с феями, при этом описывая королеву Неблагого двора: «Королева фей носила прекрасное белое белье и белые с коричневым одежды». Эльфов же ее Изабель описывает разговаривающими точно призраки, «шумные и бранчливые». Также она показывает, что они являются помощниками дьявола, который собственноручно изготавливает волшебные стрелы, чтобы посылать их в смертных. В том числе Изабель Гоуди (которая, очевидно, была родом из Шотландии, где слуа ши были причиной всех происходивших бед) показала, что мертвое воинство заставляло ведьм стрелять в прохожих из волшебных луков. «Что до наконечников стрел, которыми эльфы стреляют в прохожих, - продолжает она, - то дьявол изготавливает их собственноручно и сам передает мальчикам-эльфам, а те острят и затачивают их специальной штукой наподобие штопальной иглы…»
Как я уже упоминала, кроме «аристократии», среди злых фей есть и «простолюдины». Далее я привожу описание представителей данного вида духов.
Гвитлеоны: Злые горные феи Уэльса. Обычно их представляли в облике безобразных женщин, которые ночами подстерегали одиноких путников в горах и «водили» их кругами, так что те теряли направление. Победить их, однако, несложно, стоит только вынуть из ножен кинжал, так как они боятся железа. Раньше они имели обыкновение навещать дома жителей Абесисверта, особенно в ненастную погоду, и тогда обитателям приходилось проявлять все гостеприимство, на которое они были способны, из страха, как бы незваные гостьи им не навредили. Гвитлеоны покровительствовали козлам и могли принимать облик этого животного.
Дуэргар: «Нортумбрийский словник» расплывчато характеризует его как «наиболее зловредного и худшего из волшебных существ». Это злой черный карлик Северной Англии, живущий обособленно, непримиримый враг всего рода человеческого. В Нортумберленде существует история о том, как дуэргар с помощью иллюзий пытался заманить в пропасть путника, который заплутал и вынужден был заночевать в холмах.
Коричневый человек с пустошей: дух-покровитель диких зверей, живет на Шотландской Границе. Враждебен и очень опасен для охотников. Приземист, коренаст, носит одежду цвета увядшего папоротника, у него копна нечесаных рыжих волос и бычьи глаза навыкате.
Фо-а: общее название ряда духов, злобных и опасных, тесно связанных с водоемами. Вообще, в разных уголках Британских островов с водой часто связаны некие местные духи, чья злоба проистекает из желания отомстить живым за вред, причиненный данным существам в земной жизни. Иногда, как в случае с Пегг-о-Нелл из речки Риббл, духа можно задобрить, принеся в жертву животное.
Карги: безобразных старух часто называли каргами или ведьмами, однако в их число попадали и бывшие богини, например, Кальях Варе из Шотландии, олицетворявшая зиму, возможно, еще в докельтские времена.
Яллери Браун: дух из семейства ярткинов (так в Линкольнширских болотах зовут духов плодородия). Про него рассказывают, что однажды в благодарность за спасение стал делать всю работу за своего спасителя- батрака, чем вызвал зависть и неудовольствие остальных работников. Когда батрак, желая смягчить ситуацию, решил отказаться от услуг столь накладного помощника, Яллери Браун стал ему вредить и преследовал до самой смерти.
Буги: группа зловредных духов, которым нравится пугать людей. Чаще всего являются поодиночке, в основном, серьезной опасности не представляют. В фольклоре их роль – пугать непослушных детей (сравни русских буку и бяку, Бабу-Ягу, волка).
Наклави: оркадское морское чудовище, наподобие жуткого кентавра, с плавниками на ногах, единственным красным глазом, огромной головой и пастью размером с китовью, руками до земли и полным отсутствием кожи. Оно выходит из моря и сеет зло везде, где появляется: уничтожает урожай, разрушает дома, убивает людей. Наклави не переносит пресной воды, и спастись от него можно за рекой или ручьем.
Красный колпак: злобный гоблин Старой Границы, живущий в старых башнях и замках, где совершались преступления, и подкрашивающий свой колпак в человеческой крови. Это «низкорослый, коренастый старик, с длинными, выступающими вперед зубами, костлявыми пальцами, загнутыми, как у орла, когтями, налитыми кровью глазами, седыми космами до плеч, в железных башмаках, с копьем в левой руке и алом колпаке. Человеку под силу победить его только при помощи креста или Писания *. Злодей лорд Суолис из замка отшельника водил знакомство с красным колпаком (вероятно, также ценой жертвоприношений),сделавшим его неуязвимым для оружия, так что убить его смогли, лишь сварив в масле в медном котле.
Отдельно мне хотелось бы упомянуть таких духов как Ланнан ши (Ланнон ши) и Бааван ши. Они не вписываются в выстроенную выше классификацию и представляют опасность главным образом только для мужчин. В поздней мифологии они были приравнены к суккубам.
Ланнан ши: на острове Мэн ее считают духом-вампиром, который является жертве в образе прекрасной женщины, оставаясь невидимым для окружающих. Ирландская Ланнон ши (ср. континентальная ламия) завлекает еще и пением и игрой на арфе. Из-за этой способности пользуется репутацией животворящего духа, приносящего вдохновение поэтам и менестрелям и даже оказывающего некоторым из них покровительство. Однако, чаще всего поддавшиеся очарованию ланнан ши погибали телом и душой, ибо она высасывала из них кровь до последней капли. Домом для Ланнан ши были колодцы и источники. Название «ланнан ши» переводится как «волшебная возлюбленная».
Бааван ши: шотландский аналог ирландской банши, однако к бааван ши чаще всего относят суккубов, очень злых и опасных. Существует рассказ о том, как бааван ши высосали всю кровь из танцевавших с ними юношей прямо во время танца. Обычно же сама банши является просто плакальщицей и предвестницей смерти.
Кроме вышеописанных вредоносных антропоморфных духов, существует еще и волшебный скот, также недоброжелательный к смертным и способный быть смертельно опасным, как, например, всевозможные водяные лошади, утаскивающие седока в воду и там пожирающие; волшебные гончие, предвещающие беду, а иногда и способные убить преследуемого. Но главными среди всех этих существ я являются все же слуа ши, Неистовая Охота из Иного Мира.
_____________________________________________
Небольшое примечание от составителя статьи: